Проведение прокуратурой комплекса «Байконур» антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов правотворческих органов г.Байконур
В России все больше набирает обороты борьба с коррупцией. Если судить по обсуждениям в общедоступных источниках информации, граждане проявляют к этой теме живейший интерес. Международные организации тоже внимательно наблюдают за процессами, происходящими в этой сфере. Но уже сейчас становится очевидным, что антикоррупционные начинания застряли в бюрократическом механизме. Высшие должностные лица России уже не раз высказывались о неэффективности принимаемых мер и необходимости совершенствования антикоррупционных механизмов, включая общественный контроль и антикоррупционную экспертизу . Стремясь придать новый импульс работе, Президент Российской Федерации 13 апреля 2010 г. подписал Указ N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг.", которым утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, а Национальный план противодействия коррупции изложен в новой редакции. По мнению Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, "коррупцию следует рассматривать не только как прямой подкуп должностного лица, а как явление, заключающееся в разложении власти, когда служащие и иные лица, уполномоченные выполнять публичные функции, используют свое служебное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах" . В качестве одного из направлений реализации Национальной стратегии предполагается развитие института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов выступает мерой предотвращения коррупции, согласно ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которая за счет предметной специфики может выступать и как государственная экспертиза, и как общественная, независимая или научная. Антикоррупционная экспертиза призвана разрешить проблему посредством выявления коррупциогенных факторов с целью их последующего устранения, а также ликвидации способствующих возникновению коррупции изъянов нормативных правовых актов. В связи с этим в качестве целей осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов можно определить выявление в них коррупциогенных факторов, допускающих возможность совершения коррупционных действий, их устранение, а также включение в положения указанных актов антикоррупционных норм и правил в превентивных целях, в том числе внесение предложений о необходимости отмены, изменения, доработки либо отклонения нормативного правового акта либо его проекта. Антикоррупционной экспертизе подвергаются нормативные правовые акты, их проекты, официальные документы, решения и правоприменительная деятельность как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации. С принятием ФЗ от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" на органы прокуратуры возложено проведение антикоррупционной экспертизы. Закон об антикоррупционной экспертизе, кроме внесения требования об изменении нормативного правового акта, наделяет прокурора правом на обращение в суд. Следует акцентировать внимание на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона об антикоррупционной экспертизе и п. 2 ст. 9.1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор наделен полномочиями вносить требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения в нем коррупциогенных факторов, а также обращения в суд по данному поводу. Приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов" определен механизм реализации данных полномочий прокурора. Во исполнение вышеуказанных требований федерального законодательства, а также приказов Генерального прокурора Российской Федерации, в целях осуществления организационных мероприятий, направленных на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, приказом прокурора комплекса «Байконур» в должностные обязанности работников прокуратуры комплекса «Байконур» вменено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее – НПА), издаваемых главой администрации г.Байконур и другими органами исполнительной власти на территории комплекса «Байконур», подготовка требований и заявлений прокурора в суд о признании недействующими НПА, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в НПА с целью исключения из них коррупциогенных факторов, участие в рассмотрении требований прокурора, направленных в органы исполнительной власти по данному поводу. С целью определения механизма реализации новых полномочий прокурором комплекса «Байконур» в январе 2010 года было проведено межведомственное совещание с участием всех оперативных работников прокуратуры комплекса «Байконур» и представителей администрации г.Байконур (работников аппарата главы администрации, правового управления, секретариата), на котором были рассмотрены и определены порядок, сроки и все другие вопросы по процедуре предоставления в прокуратуру комплекса «Байконур» для соответствующей проверки принятых НПА. По результатам данного межведомственного совещания, а также по инициативе прокурора комплекса «Байконур, главой администрации г.Байконур 8 февраля 2010 года издано Распоряжение № 01-21р «О порядке взаимодействия с прокуратурой комплекса «Байконур» при проведении антикорупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым определены порядок, сроки и перечень НПА, направляемых администрацией г. Байконур в прокуратуру комплекса «Байконур», назначены ответственные должностные лица от администрации г.Байконур по взаимодействию с прокуратурой комплекса «Байконур» по указанным вопросам, а также определен порядок рассмотрения требований прокурора. Непосредственно в 2011 году прокуратурой комплекса «Байконур» в данном направлении проведена следующая работа. В 1 полугодии 2011 года прокуратурой комплекса «Байконур» проведена антикоррупционная экспертиза 85 НПА, изданных администрацией г.Байконур. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы данных НПА, в двух из них выявлено по одному коррупциогенному фактору: - Постановление главы администрации г. Байконур от 28. 02.11г.№ 26 «Об утверждении Положения об уплате государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении администрации г.Байконур, части прибыли в бюджет г. Байконур в новой редакции» - выявлен 1 коррупциогенный фактор, а именно предоставление главой администрации г. Байконур руководителям предприятий, находящихся в введении администрации г. Байконур, отсрочки по уплате части прибыли в исключительных случаях (широта дискреционных полномочий), в связи с чем в адрес главы администрации г.Байконур внесено требование прокурора об изменении данного НПА, по результатам рассмотрения которого НПА изменен и выявленный коррупциогенный фактор устранен. - Приказ начальника управления образованием г.Байконур от 01.12.10 № 13-929 «Об утверждении Положения о порядке комплектования, приема и отчисления детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях г.Байконур, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» - выявлен 1 коррупциогенный фактор, а именно отсутствие порядка распределения мест в дошкольных учреждениях, а также порядка перевода ребенка из одного дошкольного учреждения в другое (отсутствие или неполнота административных процедур), в связи с чем в адрес начальника управления образованием г.Байконур внесено требование прокурора об изменении данного НПА, по результатам рассмотрения которого НПА изменен и выявленный коррупциогенный фактор устранен. Все указанные требования прокурора об изменении НПА с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов рассматривались администрацией г.Байконур с участием представителей прокуратуры комплекса «Байконур». Случаев отклонения требований прокурора об изменении НПА с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов не имеется.
Старший помощник прокурора комплекса «Байконур» советник юстиции О.А. Ким Назад
|