Как показали результаты проведенных проверок, продолжают допускаться нарушения закона при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Данные нарушения имеют место, несмотря на активную разъяснительную работу прокуратуры комплекса в указанной сфере, а также на широкое освещение в средствах массовой информации фактов привлечения нерадивых работодателей бывших госслужащих к административной ответственности за допущенные нарушения при оформлении с ними трудовых отношений с назначением крупных штрафов. В этой связи прокуратура комплекса в очередной разъясняет установленные федеральным законодательством требования к порядку заключения трудовых и гражданско-правовых договоров с бывшими государственными (муниципальными) служащими. Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, а также проинформировать гражданина о принятом решении. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или соответствующих гражданско-правовых договоров, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, вышеуказанных требований закона влечет прекращение заключенных с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). В частности, в статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы. Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры. Под перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и в случае отсутствия названных перечней – нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Следует подчеркнуть, что аналогичные требования к порядку заключения трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим установлены также статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Проверка соблюдения бывшим государственным (муниципальным) служащим запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно данным Правилам сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей). В сообщении должны содержаться следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние); число, месяц, год и место рождения гражданина; должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке); наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии). В случае если с гражданином заключен трудовой договор также указываются следующие данные: дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, – срок его действия); наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии); должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы). При заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим гражданско-правового договора сообщение должно содержать следующие данные: дата и номер гражданско-правового договора; срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг); предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата); стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору. Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией приведены в письме Минтруда России от 11 мая 2017 г. № 18-4/10/П-2943, которое размещено в сети «Интернет» в свободном доступе. Наиболее распространенными нарушениями при трудоустройстве бывших государственных (муниципальных) служащих, установленными прокуратурой комплекса за последние несколько лет, являются следующие: несоблюдение десятидневного срока направления сообщения о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы, в том числе связанное с неверным отсчетом даты начала течения данного срока не со дня заключения трудового договора, а со дня выхода бывшего госслужащего на работу; отсутствие в сообщении сведений о месте рождении бывшего государственного (муниципального) служащего, а также о его должностных обязанностях на новом месте работы; направление сообщения ненадлежащему адресату – должностному лицу, которое представителем нанимателя по отношению к бывшему государственному (муниципальному) служащему не являлось; прием на работу в организацию бывшего государственного служащего, который ранее выполнял в отношении этой организации отдельные контрольно-надзорные функции, но перед трудоустройством не получил согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Необходимо отметить, что согласно статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. При этом в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения. В этой связи прокурор комплекса обращает внимание всех действующих на территории комплекса «Байконур» работодателей на необходимость систематического изучения требований законодательства о противодействии коррупции, разъяснения данных требований подчиненным работникам и обеспечения их неукоснительного соблюдения в практической деятельности. Прокуратура комплекса «Байконур» Назад
|