Сегодня 21 Ноября 2018 года
На главную Добавить в избранное Сделать стартовой Карта сайта
Навигация
Новости
Руководство
Противодействие коррупции
Структура
Правовое просвещение
Прокуратура разъясняет
Сведения о прокуратуре
История прокуратуры
Обратная связь
Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год
Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год
Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год
Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год
Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год
Новоcти

Вопрос добровольно-принудительных сборов денежных средств на нужды образовательного учреждения(школы, детские сады) волнует и достаточно часто обсуждается, особенно в сети Интернет.
В этой связи прокуратура комплекса считает необходимым разъяснить, должны или нет платить родители(законные представители несовершеннолетних) в школы и детсады в целях приобретения учебников, покупки строительных материалов и т.д., а также разъяснить - каким образом происходит финансирование образовательных учреждений на вышеуказанные нужды.
В настоящее время все действующие на территории г. Байконур государственные образовательные учреждения имеют лицензию, соответственно - в них созданы все условия для того, чтобы отвечать государственным стандартам в области образования.
Изначально необходимо отметить, что любые принудительные сборы в государственных школах и детских садах являются незаконными.
Статьей 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законом об образовании в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В ч. 1 ст. 35 Закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
Также законом установлено, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Учитывая изложенное, в обязанности образовательных учреждений входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в части обеспечения учащихся учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы на 100%.
Никакие дополнительные сборы на учебно-методические материалы(рабочие тетради и т.д.) с родителей(законных представителей) законом не предусмотрены.
На родителей и обучающихся также не возложены обязанности по приобретению для учреждения какого-либо имущества.
Образовательные учреждения, выполняя государственный заказ на обучение, финансируются в рамках установленных нормативов.
В случае недостаточности финансирования именно школа или детский сад должны принимать меры к его увеличению - проводить инвентаризацию библиотечных фондов, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения и т.д., а не добровольно-принудительно собирать эти средства с родителей учащихся.
Нужно иметь ввиду, что администрация школы или детского сада имеет право обращаться к родителям с просьбой о добровольных пожертвованиях. В то же время, решение об оказании благотворительной помощи принимается родителем добровольно, а сумма благотворительных взносов является произвольной, с учетом финансовой возможности семьи.
Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче школам и детским садам, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Пожертвованием, согласно ст. 582 ГК РФ, является дарение вещи или права в общеполезных целях, причем образовательные организации могут принимать пожертвования.
Добровольные пожертвования могут предоставляться юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной форме, а также в виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.
Решения родительского комитета, совета школы, попечительского совета или управляющего совета о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения.
Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательной организации и договоров дарения или пожертвования, заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены: сумма взноса; конкретная цель использования средств, если благотворителем не определены конкретные цели использования средств, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учебного заведения совместно с органом общественного самоуправления в соответствии с потребностями, связанными исключительно с уставной деятельностью учреждения; реквизиты благотворителя; дата внесения средств.
Руководитель образовательной организации должен обеспечить:
поступление денежных средств благотворителей на расчетные внебюджетные счета образовательных организаций;
оформление в виде акта с подписями руководителя, материально ответственного лица образовательной организации и благотворителя отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств;
оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных им средств;
представление ежегодно публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств в образовательных организациях;
запрещение работникам образовательных организаций сбора наличных денежных средств.
Необходимо подчеркнуть, что в случае, если кого-либо принуждали к сдаче денег, или права учеников, не сдавших деньги, были как-то ущемлены или нарушены, то о пожертвовании и благотворительности не может идти речи.
На практике органов прокуратуры Российской Федерации распространены следующие виды нарушений:
нарушение принципа добровольности при привлечении средств родителей обучающихся: принудительный сбор на ремонт, охрану, на приобретение учебников и др.;
сбор денежных средств наличным путем, без оформления надлежащих кассовых документов;
принуждение к получению платных образовательных, в том числе дополнительных, и иных услуг;
требование внесения «вступительного взноса» при приеме ребенка в образовательную организацию;
привлечение к сбору денежных средств со стороны классных руководителей;
расходование привлеченных средств без согласованной с органами общественного самоуправления сметы доходов и расходов.
В этой связи прокуратура комплекса предлагает гражданам сообщать обо всех нарушениях в указанной сфере в целях проведения прокурорских проверок и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.

Прокуратура комплекса «Байконур»

Назад
Прокуратура
Прокуратура комплекса

Адрес: г.Байконур, ул.Комарова, 29

Погода на Байконуре

GISMETEO: Погода по г.Байконур

© 2009 - 2018 Прокуратура комплекса «Байконур»
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.