|
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов является одним из основных направлений деятельности по профилактике коррупционных правонарушений все уполномоченных субъектов антикоррупционной политики. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (должностное лицо), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. В этой связи прокуратура комплекса обращает внимание на то, что Минтрудом России подготовлены и размещены в свободном доступе Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Данные Методические рекомендации подготовлены по итогам обобщения практики применения взысканий за коррупционные правонарушения в случаях непринятия должностными лицами мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. В указанных Методических рекомендациях отмечается, что личная заинтересованность может быть связана не только с родственниками или свойственниками (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), но и с иными лицами, с которыми у должностного лица либо его родственников или свойственников имеются имущественные, корпоративные или иные близкие отношения. В этой связи подчеркивается, что при определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения доходов или выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно необходимо установить: 1. Наличие отношений близкого родства или свойства граждан – получателей доходов или выгод с должностным лицом. 2. Наличие имущественных отношений между должностным лицом, его близкими родственниками или свойственниками с гражданами или организациями – получателями доходов или выгод. О наличии таких отношений могут свидетельствовать: а) участие должностного лица (его близкого родственника или свойственника) в договорах и (или) иных сделках с гражданами и (или) юридическими лицами – получателями доходов или выгод в качестве кредитора или должника. Примерами указанного случая могут являться: получение должностным лицом (его близким родственником или свойственником) кредита в банке, получающем доходы или выгоды от действий (бездействия) должностного лица; аренда должностным лицом (его близким родственником или свойственником) имущества у граждан и (или) юридических лиц – получателей доходов или выгод; передача в доверительное управление должностным лицом (его близким родственником или свойственником) ценных бумаг гражданам и (или) юридическим лицам – получателям доходов или выгод. б) наличие имущества, находящегося в общей собственности должностного лица (его близкого родственника или свойственника) и гражданина и (или) юридического лица, являющихся получателями доходов или выгод; в) наличие в фактическом (без юридического оформления) пользовании должностного лица (его близкого родственника или свойственника) имущества, принадлежащего гражданину или юридическом лицу, являющихся получателями доходов или выгод. 3. Наличие корпоративных отношений между должностным лицом, его близким родственником или свойственником и лицами – получателями дохода или выгоды. Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративные отношения возникают в связи с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. Так, например, гражданин связан корпоративными отношениями с акционерным обществом, акциями которого он владеет; гражданин, являющийся руководителем (членом коллегиального органа управления) корпоративной организации, связан с этой организацией корпоративными отношениями. 4. Наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями доходов или выгод. Должностное лицо, его близкие родственники и свойственники могут поддерживать близкие отношения с дальними родственниками (свойственниками), со своей бывшей супругой (супругом), школьными друзьями, однокурсниками, коллегами по службе (работе), в том числе бывшими, соседями и иными лицами. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер. Признаками таких отношений могут являться совместное проживание, наличие регистрационного учета по одному месту жительства, ведение общего хозяйства, наличие общих внебрачных детей, участие в расходах другого лица, оплата долгов, отдыха, лечения, развлечений другого лица, дарение ценного имущества, иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что жизнь, здоровье и благополучие близкого человека дороги соответствующему должностному лицу в силу сложившихся обстоятельств. Прокуратура комплекса в очередной раз обращает внимание на необходимость планомерной работы по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов в органах и организациях города и космодрома Байконура. Работа на данном направлении должна учитывать всю совокупность фактических обстоятельств и специфику полномочий конкретного должностного лица, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должны приниматься превентивно и исключительно при наличии оснований. Такие меры должны быть действенными с точки зрения предупреждения коррупционных проявлений и одновременно с этим не оказывать негативного влияния на кадровый потенциал органов и организаций, формализм в этой работе недопустим. Прокуратура комплекса «Байконур» Назад
|
|